- Йонас Рутер (ударные)
- Лукка Фрис (фортепиано)
История
Дуэт акустического фортепиано и ударных: кажущаяся простота инструментального решения предъявляет крайне высокие требования и к содержанию музыки, и к техническому мастерству музыкантов. А музыканты эти требования вполне удовлетворяют.
Молодые швейцарцы — барабанщик Йонас Рутер и пианист Лука Фрис — имеют опыт работы в весьма своеобразных коллективах, исполняющих музыку в диапазоне от репертуарных программ в память джазовых классиков до бескомпромиссного авангарда. Однако в силу возраста эта их универсальность — скорее свидетельство юношеского интереса ко всему многообразию стилей, а не доказательство истинной всеядности. Что же они любят по-настоящему, если не стоят перед необходимостью соответствовать воле более опытных лидеров и наставников? Естественно, что-то более близкое молодым, что-то обладающее специфическим ритмом и той медитативностью (чтобы не сказать механистичностью), которая близка и естественна только для определённого поколения.
Фрис и Рутер называют свою музыку «транс-джазом», делая отсылку к одному из подвидов клубной танцевальной музыки. Но простое суммирование терминов не делает, разумеется, джаз привлекательным для танцпола (равно как и не делает транс уместным на консервативном джазовом фестивале). Речь тут идёт именно о гипнотической ритмичной модели создаваемой музыки, заставляющей слушателя втягиваться в происходящее и адаптировать себя к модели поистине бесконечной смены настроений и идей. Кульминация каждой микро-пьесы, из которых складывается концерт Hely — это не та ключевая точка, когда следует аплодировать и заказывать следующий бокал вина; это кульминация внутри продолжающегося потока сознания, одно из многих равноправных мгновений объёмного музыкального эпоса без конца и начала.
Музыку Hely можно, безусловно, рассматривать традиционно, с точки зрения инструментальной и человеческой — как специфически уникальное взаимодействие инструментов, как характерный звук, которым доносится характерное полуимпровизационное содержание. Но правильнее смотреть на Hely как на естественную и потому не очень систематизированную форму существования, в которой решения музыкантов, рождающиеся у них мелодии, соответствующие их настроению ритмы, конечно же, спонтанны — но ни в коем случае не бесформенны и не бессмысленны. Это долгий процесс создания новых и сложных культурных и жизненных сущностей, к которому можно прикоснуться на время присутствия на концерте.
Первый российский приезд коллектива в 2018-м продолжил его мировую экспансию: швейцарцы не только активно выступают у себя на родине и в соседних европейских странах, но и посетили, например, с небольшим туром Индию. Чем-то напоминая своих соотечественников Plaistow (к сожалению, прекративших концертную деятельность), они вполне могли рассчитывать на горячий приём той российской публики, для которой недостаточен развлекательный джазовый формат обычных клубов и которая не ограничивается лишь радикальным авангардом. Однако реальное впечатление, произведённое на россиян, превзошло все ожидания. «Шаманы», «медитация», «космос» — пожалуй, самые распространенные отклики о туре-2018, успех которого был столь велик, что задача вернуться в 2019-м была поставлена практически мгновенно. Почему только в сентябре? Да просто потому, что в плотном графике ансамбля не нашлось других дат.